Архангельский собор

Архангельский собор Московского Кремля

Архангельский собор Московского Кремля

 

Собор святого Архистратига Михаила (Архангельский собор) в Кремле был усыпальницей великих князей и русских царей. В старину он назывался «церковью св. Михаила на площади».

По всей вероятности первый деревянный Архангельский собор в Кремле возник на месте нынешнего во время короткого княжения брата Александра Невского Михаила Хоробрита в 1247-1248 гг. По преданию это была вторая церковь в Москве. Сам Хоробрит, погибший в 1248 году в стычке с литовцами, был похоронен во владимирском Успенском соборе. А московскому храму стража райских врат Архангела Михаила суждено было стать княжеской усыпальницей Московских князей. Существуют сведения, что племянник Михаила Хоробрита, основатель династии московских князей Даниил был похоронен у южной стены этого собора. В этом же соборе был похоронен сын Даниила Юрий.

В 1333 году другой сын Даниила Московского — Иван Калита — построил по обету новый каменный храм, в благодарность за избавление Руси от голода, вызванного «рослой» (пошедшей в рост и не давшей зерен) рожью. Новый Архангельский собор освятил митрополит Феогност. Это храм завершил ансамбль площади, где уже стояли храмы Спаса на Бору, св. Иоанна Лествичника и Успенский собор. Сведения о храме Ивана Калиты крайне скудны. Он был построен за одно лето 1333 года — освятили его уже 20 сентября. Для сравнения — новый собор Алевиза в конце XV века строившийся при несравненно лучших условиях и возможностях воздвигли за 3-4 года. Поэтому ученые предполагают, что это был небольшой одноглавый храм, подобный Спасу на Бору.

Вероятно, что в храме Ивана Калиты появились приделы во имя святых, соименных его сыновьям: Симеона Столпника и Андрея Критского. Симеон Гордый и его брат Андрей были похоронены в Архангельском соборе. В 1471 году в храме появились еще два придела: Акилы-апостола и Воскресения Господня. История строительства этих приделов связана с большим походом на Новгород, начатым в конце мая и закончившимся в июле. 14 июля четырехтысячное войско москвичей разгромило сорокатысячное новгородское войско у реки Шелони. В честь этой победы великий князь Иван III обещал поставить у Архангельского собора в Москве придел Акилы-апостола, а воеводы — Даниил Дмитриевич Холмский и Федор Давыдович Пестрый-Стародубский (по другим сведениям — Федор Палецкий) — придел Воскресения.

Летопись ничего не говорит о самом строительстве этих церквей-приделов, однако, комментируя обещание, добавляет «еже и бысть», тем самым, подтверждая исполнение обета. Очевидно, построены они были в том же 1471 году сразу по возвращении войска из похода. Тем более, что построены они были явно из дерева. Подтверждением этому служит сообщение летописи о сильном пожаре 1475 года в Кремле («внутри града») во время которого 11 каменных церквей обгорело и 12 деревянных сгорело, а у Архангельского собора для спасения здания от огня «разметаша» (разобрали) 2 деревянных «застенка» (придела) — Воскресения и Акилы Святого.

Разборка в 1475 году приделов не привела к их полному исчезновению. Видимо уже вскоре они были восстановлены, а уже 8 сентября 1481 года происходит закладка у здания одноименных каменных приделов, которые, вероятно из-за осеннего времени, были возведены в следующем 1482 году и освящены соответственно 13 и 27 октября. Можно предполагать, что они были возведены на месте прежних, но никаких данных для установления точного их местоположения нет. К тому же упоминания о приделах Воскресения и Акилы-апостола в соборе Алевиза Нового встречаются лишь с XVII века, да и то не ясно где они располагались.

Незадолго до своей смерти Иван III решил перестроить древний Архангельский собор, а точнее — возвести новый на месте обветшавшего сооружения Калиты: еще в 1450 году храм был поврежден во время грозы от удара молнии и сильного ветра и с тех пор сильно порушился.

21 мая 1505 года великий князь Иван Васильевич повелел разобрать ветхую церковь и в октябре заложил новую, но через несколько дней умер и был погребен в только что заложенном храме. И поэтому устроителем нового Архангельского собора считался уже его сын великий князь Василий III, при котором был выстроен и освящен храм, доживший до нашего времени.

Для работы был приглашен миланский архитектор Алевиз Фрязин, из числа итальянских мастеров, приехавших по приглашению Московского великого князя строить кирпичный Кремль.

Итальянский зодчий не только отдал дань традиционному пятиглавию, как Фиорованти в Успенском соборе, но и вернулся к крестово-купольной системе с применением, в основном, полуциркульных сводов и крестчатых в плане столпов вместо крестовых сводов с круглыми столпами Аристотелева храма. Это вызвало прежнюю дробность и неравномерность членений внутри собора, отличавшую древнерусские храмовые постройки. Затесненность внутреннего пространства усугубляется здесь тем, что сложенные из кирпича столпы имеют высокие постаменты, увеличивающие их сечение. При традиционности конструктивно-планировочного решения собор был украшен элементами светской ренессансной архитектуры.

В западной части храма Алевизом была сооружена для семьи князя двухъярусная паперть с приделом св. Акилы. Приделы Иоанна Предтечи у южной абсиды и мч. Уара у северной пристроены в середине XVI в. Обе эти придельные церкви одноглавые, с особыми входами со стороны площади. Придел св. мч. Уара был переименован по имени св. мученика царевича Димитрия, погребенного в соборе и родившегося в день памяти св. Уара в 1583 г.

Здание построено из белого камня, высота основного объема 21 метр.

В XVI в. собор был расписан (предположительно эта роспись датируется 1564-1565 гг.), но эти ранние фрески сохранились только в дьяконнике, где была устроена усыпальница царя Ивана Грозного. Это ряд сцен нижнего яруса на сюжет притчи о богатом и Лазаре (росписи верхнего яруса относятся уже к XVII в.). В 1652-1666 гг. обветшавшая роспись была сбита и заново исполнена по снятым со стен прорисям. Поэтому фрески XVII в. восходят в своем иконографическом составе и композиционных схемах к XVI в. В росписи Архангельского собора участвовали лучшие живописцы из разных городов во главе с мастерами Оружейной палаты С. Резанцем, Я. Казанцем, С. Ушаковым, Ф. Зубовым, И. Владимировым и Ф. Козловым.

Архангельский собор Московского КремляНаиболее примечательной частью стенописи является «портретная» галерея нижнего яруса, состоящая из условных изображений реальных исторических лиц, погребенных в соборе (более 60-ти «портретов» великих московских и удельных князей): Василия II Темного, Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ивана III, Ивана Дмитриевича и Андрея Ивановича Старицких, Владимира Андреевича Храброго и его внука Василия Ярославича, Симеона Ивановича Калужского и Бориса Васильевича Волоцкого, Андрея Васильевича Угличского и других. Портреты погребенных в соборе в конце XVI-XVII вв. царей были написаны уже на досках яичной темперой или на холстах (среди них портреты Федора Иоанновича, Михаила Федоровича и Алексея Михайловича).

Изображение великого князя Василия III, донатора собора, представлено на самом почетном месте — на северо-западном столпе напротив главного входа в храм. На других столпах помещены в нижнем ярусе фигуры князей Владимиро-Суздальской и в верхнем Киевской Руси.

В соборе-усыпальнице стоят 46 княжеских гробниц московских князей и царей, начиная с Ивана Калиты и кончая Иваном Алексеевичем, братом Петра I. Исключение составляют св. благоверный князь Даниил Александрович, погребенный в Даниловом монастыре, и князь Юрий Данилович, брат Калиты, похороненный в Успенском соборе, а также Борис Годунов. Его останки были выброшены отсюда в 1606 году Дмитрием Самозванцем и отвезены в Троице-Сергиеву лавру. Здесь же находится могила М. В. Скопина-Шуйского. Так же в Архангельском соборе похоронен император Петр II, умерший в 1730 году в Москве от оспы. Здесь же были упокоены мощи св. мчч. князей Михаила Всеволодовича Черниговского и его боярина Федора, погибших в Орде в 1246 году.

Кроме того, в соборе находятся гробницы многих удельных князей из Московского княжеского дома — Юрия Звенигородского, Василия Косого, Юрия Дмитровского, Василия Ярославича Боровского, Андрея Углицкого, а также героя Куликовской битвы Владимира Храброго, князя Серпуховского.

До Петра I существовал обычай класть на гробницы князей и царей челобитные, которые были адресованы непосредственно царю.

В 1636-1637 гг. все древние надгробия были заменены новыми, выложенными из кирпича, с резными белокаменными стенками. В 1903 г. надгробия были покрыты бронзовыми футлярами.

Над погребением св. царевича Димитрия, останки которого были перенесены в собор в 1606 г. Василием Шуйским, высится белокаменная сень, украшенная резьбой (установлена в 1638 г.; литая бронзовая решетка XVII в.). На серебряной раке надгробия — чеканное изображение царевича.

Ныне существующий иконостас, установленный на месте прежней алтарной преграды, был сделан в 1681г. артелью мастеров во главе с И. Недумовым. В 1813 г. колонны нижнего яруса и средней части верхних ярусов были заменены новыми (одновременно была изготовлена и резьба царских врат).

Росписи Архангельского собора неоднократно реставрировались. Серьезная реставрация и поновление иконостаса были произведены после 1812 года.

Архангельский собор Московского КремляБольшая часть икон написана в 1680-1681 гг. Д. Золотаревым, Ф. Зубовым и М. Милютиным. Главной святыней собора является храмовая икона «Михаил Архангел с житием» одна из самых древних на Руси житийных икон этого небесного воителя. Легенда связывает ее создание в конце XIV века с именем княгини Евдокии, вдовы Дмитрия Донского. Из пышной церковной утвари Архангельского собора мастерством исполнения выделяется золотой потир, украшенный драгоценными камнями и отделанный чеканкой, чернью и резьбой — вклад Ирины Годуновой в 1598 г.

Внутри храма слева от Царских Врат в местном чине находится икона Божией Матери «Благодатное небо» (другое название образа «Что Тя наречем»; празднование 6 марта). Наименования иконы восходят к написанному на иконе тексту богородична 1-го часа: «Что Тя наречем, о Благодатная? Небо, яко возсияла еси Солнце Правды; рай, яко прозябла еси цвет нетления; Деву, яко пребыла еси нетленна; Чистую Матерь, яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога. Того моли спастися душам нашим».Архангельский собор Московского Кремля

Почитание иконы в XIX в. связано с деятельностью митр. Филарета (Дроздова), который в 1853 г. в период поновления иконостаса Архангельского собора распорядился собрать исторические сведения о ней. В описи XVII в. Архангельского собора сообщалось, что образ является копией, сделанной по указу царя Феодора Алексеевича мастерами Оружейной палаты с находившейся в соборе древней иконы. По преданию, икона была привезена в Москву Софией Витовтовной, супругой великого князя Василия Дмитриевича.

Предание возникло как интерпретация записи в Троицкой летописи за 1398 год о привозе Софией Витовтовной из Смоленска многих древних икон, присланных из Константинополя, и вошло во все печатные издания XIX — нач. XX вв. о чудотворных иконах Божией Матери. В Клинцовском иконописном подлиннике (XVIII в.) содержится указание на то, что икона была привезена из Литвы Софьей Палеолог, супругой великого князя Московского Иоанна III. Образ «Благодатное Небо» был исполнен царскими иконописцами при создании нового иконостаса в 1678-1680 гг. Через год для него был изготовлен серебряный чеканный оклад с надписанием, как и на иконе, текста богородична (украден в 1812). Новый оклад был сделан в 1815 г., в 1916 г. его заменили серебряной ризой и накладными серебряными херувимами на полях (не сохранились).

Богоматерь на иконе представлена в рост с Младенцем Христом на руках в окружении ярко-красного сияния. Первоначально под ногами Богоматери было изображение лунного серпа. Образ восходит к изображениям, иллюстрирующим слова Откровения Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна.… И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным...» (Откр.12:1,5). Иконографический прототип возник в Германии в XV в. и получил распространение в западном искусстве; в XVII в. из Польши через Украину, Белоруссию и Литву подобные изображения попали в Россию.

Небольшого размера копия с этого образа помещалась на укрепленном на левой колонке иконостаса деревянном резном позолоченном клейме. Близкое иконе Архангельского собора изображение Богоматери было исполнено в 1682 г. царским изографом Василием Познанским для церкви Распятия Христова Большого Кремлевского дворца. Вариантами этой иконографии являются Виленская икона Божией Матери, образ «Жена, облеченная в солнце», а также многочисленные изображения Богоматери в росписях ярославских храмов кон. XVII — нач. XVIII в.

Во 2-й пол. XIX — нач. XX в. празднование иконе было дважды: 6 марта и в Неделю Всех святых. По пятницам после литургии перед ней совершался молебен с акафистом и водоосвящением. Множество богомольцев приносили к образу лампады, свечи и масло. Известны случаи исцеления от иконы, в том числе одной лютеранки, о которой в течение 6 недель усердно молилась ее гувернантка.

Архангельский собор Московского КремляАрхангельский собор пострадал во время Отечественной войны 1812 года — во время захвата французами Москвы в алтаре была устроена походная кухня для Наполеона и склад провианта. В 1917 собор был поврежден при обстреле Кремля и в 1918  закрыт. В 1929 году после сноса в Кремле Вознесенского монастыря, где была усыпальница цариц и великих княжон, в подклет Архангельского собора перенесли их останки.

С 1955 года в Архангельском соборе работает музей. В 1970-х гг. была сделана внешняя реставрация собора.

В 1988 году Поместный Собор Русской Православной Церкви причислил Дмитрия Донского к лику святых, а 28 мая 1991 года Патриарх Алексий II провел богослужение над мощами св. блгв. князя Димитрия.

Святыни храма:
∙ Мощи блгв. князя Димитрия Донского;
∙ Мощи св. князя Михаила Всеволодовича Черниговского;
∙ Мощи св. блгв. царевича Димитрия.

Престолы храма освящены в честь:
∙ Главный престол — Архангела Михаила;
∙ Южный придел — Зачатия Иоанна Предтечи;
∙ Северный придел — Мч. Уара;
∙ Над западным входом придел Покрова Пресвятой Богородицы.

Патриархия

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

 

 

Архангельский собор

 

Сайт управляется системой uCoz